В современном мире одновременно с развитием сети «Интернет» свое развитие получили социальные сети, мессенджеры, посредством которых происходит общение между людьми. Их развитие ознаменовало появление «кибербуллинга», под которым понимается травля человека (нескольких лиц) с использованием цифровых технологий.
Кибербуллинг может иметь разные формы: полноценная травля (хейтинг), оскорбления (троллинг), клевета (диссинг), преследование, шантаж или домогательства (харассмент, киберсталкинг), распространение личных данных (аутинг), бойкот. Всё это наносит психологическую травму жертве буллинга.
Жертвой кибербуллинга может стать абсолютно любой человек, вне зависимости от своего возраста, пола, расы, вероисповедения, места работы и т.д. Особенно от этого могут страдать несовершеннолетние, активно использующие сеть «Интернет» для общения между сверстниками, одноклассниками, друзьями.
За совершение действий, связанных с кибербуллингом, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ (оскорбление), ст. 20.3.1 КоАП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) уголовной ответственности по ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), ст. 119 УК РФ (угроза убийством), 128.1 УК РФ (клевета), ст. 137 УК РФ (неприкосновенность частной жизни), ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
Родителям, воспитывающим подростков, необходимо помнить, что несмотря на большую осведомленность о новых технологиях и знания киберпространства, несовершеннолетние в силу своего возраста не всегда могут самостоятельно защитить себя в сети «Интернет».
Родителям, дети которых попали в подобную ситуацию, необходимо:
1. Спрашивать у детей о том, с кем они общаются в сети «Интернет», какие у них отношения в школе со сверстниками, другими учениками;
2. Следить за тем, какие ресурсы посещает ребенок, особенно если он увлекается компьютерными играми (в фан-чатах и чатах в многопользовательских играх часто встречаются оскорбления в адрес новых игроков);
3. Объяснить ребенку, как можно пожаловаться администраторам групп в социальных сетях или модераторам на контент, кажущийся им оскорбительным (особенно в социальных сетях);
4. Объяснить правила общения в сети «Интернет», обратить внимание ребенка на то, что социальные сети и мессенджеры неотъемлемо связаны с реальной жизнью и их поведение там, должно соответствовать их поведению в реальной жизни.