Покупка товаров в Интернет-магазине
Возврат товара, приобретенного в Интернет-магазине
Сегодня стало популярным приобретение товаров по каталогам или через Интернет. Многие торговые фирмы и производители имеют собственные Интернет-магазины, что позволяет совершать покупки дистанционно. Однако, при возврате товара, приобретенного таким способом, необходимо руководствоваться соответствующими нормами закона.
Статья 497 ГК РФ, статья 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» регулируют правила продажи товаров дистанционным способом. Это означает, что покупатель не видит именно тот товар, который приобретает, а изучает его функциональность и основные потребительские свойства по образцам, макетам, изображениям и описанию.
Учитывая положения п.4 ст.26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право вернуть товар или отказаться от его приобретения. Например, если товар еще не приобретен, то в любой момент до его приобретения. Если же товар уже получен, то в срок до 7 дней. Если же продавец не сообщил покупателю о порядке и сроках возврата товара, то в течение 3 месяцев. При необходимости вернуть приобретенный товар покупатель должен сохранить ярлыки, товарный вид. Кроме того, необходим документ, подтверждающий факт совершения покупки, но если он утрачен, покупатель имеет право представить другие доказательства. Если возврат осуществлен, продавец должен возвратить уплаченные за него денежные средства кроме тех, которые были затрачены на доставку.
При дистанционном способе продажи товаров потребитель не обязан объяснять причины отказа от товара тем, что он не подошел по цвету, размеру, фасону, габариту, комплектации. Причина отказа от товара, проданного дистанционным способом, может быть любая.
Отказ от товара невозможен, если товар имеет индивидуально-определенные свойства, то есть изготовлен по заказу потребителя.
Однако, при продаже некачественного товара потребитель, купивший его дистанционным способом, имеет те же права, что и потребитель, который приобрел товар обычным способом, в том числе требовать вернуть расходы по его доставке.
Актуальные вопросы:
1.Распространяется ли Перечень не подлежащих обмену или возврату товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 на возврат товаров, приобретенных дистанционным способом?
Общие положения о возврате товара установлены статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Часть 1 статьи 25 данного Закона устанавливает общие основания, по которым потребитель вправе обменять товар, а также условия такого обмена или возврата. Абзац 4 части 1 данной статьи закрепляет, что перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.
Указанный перечень принят во исполнение статьи 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» и не распространяется на правила возврата и обмена товаров, приобретенных дистанционным способом.
Таким образом, данное Постановление не распространяется на порядок возврата товаров, проданных дистанционным способом.
Аналогичную позицию разделяет и судебная практика:
Выводы подтверждаются Постановлением Московского городского суда по делу №4а-366/11 от 11 апреля 2011г., в частности судом, констатируется факт отсутствия в ст.26.1 Закона «О защите прав потребителей» ссылки на перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату.
- Может ли быть включено в договор купли-продажи товаров дистанционным способом условие о том, что отказ покупателя от товара влечет обязанность по возмещению продавцу расходов, понесенных в связи с совершением действий по выполнению договора или иных расходов, понесенных продавцом, за исключением расходов на доставку товара от потребителя?
Такое условие является незаконным.
Согласно ст.26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей»: при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, что является единственными расходами, которые несет потребитель в случае отказа от товара.
Пошаговая инструкция безопасных покупок в сети Интернет
Источник: Отдел Защиты прав потребителей Управления потребительского рынка Администрации Городского округа Подольск
При приобретении товаров и при заключении договоров на оказание услуг, выполнение работ потребителям следует обращать внимание на следующие моменты:
Требовать от продавца кассовый, товарный чеки или документ, подтверждающий факт приобретения товара (в случае торговли без применения контрольно-кассового аппарата). Сохранять указанные документы.
При покупке продовольственных товаров обращать внимание на наличие информации о товаре, о производителе, о сроках годности.
При покупке непродовольственных товаров внимательно изучить документацию на товар, условия гарантийного обслуживания, местонахождение сервисных центров.
При доставке товара на дом до подписания документа о приеме внимательно осмотреть товар на отсутствие механических повреждений и на комплектацию.
При заключении договоров на оказание услуг, выполнение работ внимательно изучить текст договора, разделы по гарантийным обязательствам, по условиям оплаты, по ответственности сторон.
При окончательном расчете по договору на выполнение работы или услуги, внимательно осмотреть предмет договора на отсутствие дефектов и недоделок. Все отступления от условий договора фиксировать актом.
При заказе работ или услуг по рекламным объявлениям помимо телефонов необходимо уточнить юридический адрес организации.